Апокалипсис сегодня
Признаться
честно, я с детства обожаю фильмы про индейцев. Моими героями всегда
были Чингачгук и Винетту, а любимым актером, конечно же, — Гойко Митич.
И хоть времена меняются и возраст берет свое, а в сердце по-прежнему
остается любовь к этим диким детям природы. Поэтому с таким нетерпением
я ожидал выхода на экраны нового блокбастера Мела Гибсона «Апокалипсис».
И мое долготерпение было вознаграждено…
Жили-были в самом сердце джунглей доколумбовской Америки индейцы
одного небольшого племени. Хорошо жили, дружно. Вместе охотились, вместе
и отдыхали, растили детей, заботились о стариках, почитали духов
предков. Но вот эту мирную идиллию нарушают чужаки — боевые отряды майя.
Они жестоко расправляются с мирными жителями, захватывают в плен
выживших и уводят их в свою землю. Однако юноше по имени Лапа Ягуара
удается спрятать от врагов в глубокой пещере беременную жену с сынишкой,
после чего он попадает в когти хищных майя.
Пленников приводят в многолюдный город, где одних продают на рынке
рабов, а других — отправляют на убой в качестве жертвоприношений. Очень
многие уже поплатились своими жизнями, чтобы задобрить кровожадное
языческое божество. И теперь новой партии пленников предстоит пролить
кровь на чужом алтаре. Однако Провидение сохраняет Лапу Ягуара от этой
ужасной участи: он совершает дерзкий побег. Раненный, затравленный целым
отрядом жаждущих крови преследователей, беглец спасает не только свою
жизнь. Он мчится к семье и ему нельзя проиграть эту гонку, иначе —
неминуемая смерть и для него, и для близких.
Что
ж, Мел Гибсон снял первоклассный экшн по всем канонам приключенческого
жанра. Сражения не на жизнь, а на смерть, кровававые жертвоприношения,
экзотические наряды и татуировки туземцев. И все это в натуральных
декорациях вечнозеленых джунглей. При этом глаз ценителя современного
киноискусства не задержится ни на одной звезде Голливуда по причине их
отсутствия. Практически все актеры — непрофессионалы, а многие
действующие лица так и вовсе играют самих себя, потому что в жизни не
видели телевидения (и это явно пошло на пользу кинофильму). Словом,
вроде не к чему придраться, даже если бы и захотелось. Вот только
возникает резонный вопрос: при чем здесь апокалипсис?
Слово это греческого происхождения и переводится как «откровение»,
когда тайное знание становится доступным благодаря божественному
озарению. Так называется написанная Св. Иоанном Богословом книга Библии,
которая приоткрывает завесу над будущим, давая возможность читателю
пересмотреть свою жизнь в соответствии с Божьими требованиями.
Ну а в том, что откровение небесных тайн некогда было приоткрыто
язычникам майя, сомневаться не приходится. Примером этому служит «Книга
пророка Ягуара»*. В этом сказании провещевается появление заморских
чужаков, которые завладеют их землями. Правда, грозное Божье обличение,
достигшее тайнописцев майя, не нашло должного отклика.
Высокообразованная цивилизация, имеющая глубокие познания в математике,
астрономии, сельском хозяйстве, народ, имевший свою письменность и
возводивший великолепные дворцы и пирамиды, полностью развратился.
Роскошь мелких князьков, неограниченная власть жрецов, свирепость
вождей и все это на фоне грязи и нищеты, отсутствия сострадания к бедным
и больным. Но апогеем жестокости стали человеческие жертвоприношения,
когда у несчастных живьем вырезали сердце, посвящая его своим духовным
повелителям. И пока это задабривание бесов проходило на центральных
площадях городов майя, все население: от жрецов до простых крестьян, с
благоговением относилось к этому мрачному ритуалу.
И становится понятно, почему Бог, ненавидящий эту ужасную практику,
допустил, чтобы ненамного более человечные конкистадоры разрушили до
основания империю майя. Не зря режиссер в качестве предисловия к фильму
использовал слова Уила Дюранта: «Великую цивилизацию нельзя завоевать
извне, пока она не разрушит себя изнутри».
Вот так Божьи суды служат напоминанием нам, людям, живущим в XXI веке
и гордящимся своими достижениями в разных отраслях. Но, вместе с тем, мы
все меньше заботимся о нашем правильном положении перед Небесами и друг
другом. Ведь не нужно быть прозорливцем, чтобы видеть повсеместно
идольские капища, которые устраивают современные дикари в
урбанизированных дебрях. Там приносится в жертву маммоне и другим идолам
все самое дорогое, что у нас есть: семья, друзья, время, здоровье… Но
так не может и не будет продолжаться, и история погибших цивилизаций —
тому яркий пример.
Поэтому-то «Апокалипсис» и актуален сегодня как откровение и
предупреждение, что чаша Божьего гнева переполняется…
* Сборник древних пророчеств, написанных языком майя и
сохранившихся до наших дней
«Апокалипсис» (Apocalipto) пр-во США, 2006 г., реж. — М. Гибсон, сцен. —
М. Гибсон, Ф. Сафинья, в ролях: Р. Янгблад, Д. Эрнандес, М. Сербуло